СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блок 1. История театра.
Тема 1. Здравствуй, театр! Рассказать учащимся об истории возникновения театра со времен Античности и Средневековья. В познавательной форме рассмотреть особенности создания театрального пространства – от древнегреческого амфитеатра до наших дней
Тема 2. Скоморошье царство. История возникновения театра на Руси.
Тема 3. Виды театров. Дать представление о существующих основных разновидностях театра.
Тема 4. Театральные профессии. Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими.
Блок 2. Актерское мастерство.
Тема 1. Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.
Тема 2. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.
Тема 3. Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.
Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Тема 5. Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.
Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы – человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Тема 7. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.
Тема 8. Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
Тема 9. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.
Блок 3. Сценическая речь.
Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.
Тема 3. Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.
Тема 4. Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Тема 5. Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.
Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
Тема 7. В мире Скороговорок. Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией.
Тема 8. В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки».
Блок 4. Сценическое движение.
Тема 1. «Фехтование». Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования, что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и раскрепощение мышц.
Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Тема 4. Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.
Тема 5. Театральная игра. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Тема 6. Правила поведения в театре. Познакомить детей с правилами поведения в театре
Блок 5. Работа над спектаклем
Тема 1. Выбор произведения. Работа над пьесой. Инсценировка. Отличие кукольного и драматического театра.
Тема 2. Выбор ролей. Экспромт театр.
Тема 3. Репетиционный период. Разучивание текста по ролям.
Тема 4. Отработка ролей. Работа над костюмом. Изготовление декораций.
Тема 5. Генеральная репетиция в костюмах с музыкальным сопровождением. Отработка полученных ранее знаний на сцене. Приглашение гостей.
Тема 6. Представление спектакля.
Тема 7. Итоговое занятие. Обсуждение чему научились, чего достигли, что особенно запомнило, понравилось.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
формирование способности и стремления учащихся 10-15 лет достоверно передавать информацию другим людям в рамках театральных занятий и постановки спектаклей.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
К концу освоения программы каждый выпускник
Знает:
Что такое театр;
чем отличается театр от других видов искусств
какие виды театров существуют
кто создаёт театральные полотна (спектакли) что такое выразительные средства.
Имеет понятия:
об элементарных технических средствах сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
направлять свою фантазию по заданному руслу
образно мыслить
концентрировать внимание
ощущать себя в сценическом пространстве применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Приобретает навыки:
коммуникации с партнером
элементарного актёрского мастерства
образного восприятия окружающего мира
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Набор детей в учебную группу производится на добровольной основе без предъявлений особых требований к подготовке, по заявлению родителей или законных представителей. Перед началом обучения проводится собеседование с целью выяснения уровня готовности учащегося и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.п.).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
· наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены);
· магнитофон
· кубы
· столы
· стулья
· декорации
· костюмы
· музыкальный центр
фотоаппарат