МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2 определила своей задачей здоровьесбережение учащихся, которое выражается в следующих направлениях деятельности:
- более системно развивать здоровьесберегающую образовательную среду (безопасную, благоприятную);
- использовать новые подходы к преподаванию физической культуры;
- использовать современные здоровьесберегающие технологии;
- организовывать и пропагандировать здоровое питание школьников.
Здоровье – самая большая ценность и для человека, и для государства. На здоровье человека влияет множество факторов. Это и состояние окружающей среды, и образ жизни, и двигательная активность, и социальный статус, и качество питания.
Цель работы по данному направлению – сохранение и укрепление здоровья обучающихся, профилактика заболеваний путём улучшения рациона школьного питания с учётом возрастных и физиологических особенностей организма.
Современные направления в работе по организации и пропаганде здорового питания школьников в МБОУ Верхнепашинская СОШ №2:
- Организация горячего питания школьников с использованием новых технологий приготовления пищи.
- Мониторинг организации питания в образовательном учреждении.
- Включение в тематическое планирование преподавания предметных областей вопросов по формированию культуры здорового питания школьников.
- Рассмотрение проблем формирования культуры здорового питания школьников во время внеклассной и внеурочной работы с учащимися, просветительской работы с родителями.
- Проведение литературных конкурсов и конкурсов социальной рекламы по пропаганде здорового питания.
В МБОУ Верхнепашинская СОШ №2 ведётся активная пропаганда здорового питания, являющегося одной из составляющих здорового образа жизни. Пропаганда здорового питания – это:
- реализация требований образовательного стандарта по формированию культуры здоровья школьников;
- издание буклетов, плакатов, рассказывающих о позитивном опыте работы ОУ;
В МБОУ Верхнепашинская СОШ №2 проводятся:
- мониторинг и комплексная оценка состояния здоровья обучающихся;
- мониторинг качества приготовления пищи;
- социологические исследования по вопросам качества предоставляемых услуг по организации школьного питания.
Анкетирование показало, что более 85% учащихся довольны качеством питания, отношение родителей к школьному питанию улучшилось. Об этом говорят цифры: охват горячим питанием в МБОУ Верхнепашинская СОШ №2» составляет более 92,9% обучающихся.
В МБОУ Верхнепашинская СОШ №2 растёт понимание необходимости формирования знаний и компетенций здорового школьного питания, сложился системный подход к реализации педагогических целей формирования культуры здорового питания.
В преподавании различных предметных областей уточнены и реализуются Предметные цели обучения:
- овладение основами научных знаний о правилах рационального питания;
- овладение способами учебной деятельности;
- формирование представлений о культуре здорового питания.
Личностные цели обучения:
- развитие у школьников здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей;
- развитие у школьников общих способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм здорового образа жизни;
- формирование у школьников мотивации к саморазвитию, в том числе и на основе самонаблюдений за состоянием своего здоровья.
Образовательные компетенции:
общекультурные:
- ответственность за своё здоровье и здоровье общества;
- соблюдение норм и правил здорового питания;
- понимание последствий фаст-фуда;
учебно-познавательные:
- умение добывать знания на основе наблюдений;
- умение вести дневники здоровья, наблюдения, самоконтроля спортивных достижений;
социально-трудовые:
- опыт взаимопомощи и заботы о здоровье близких;
- понимание влияния труда и спорта на здоровье.
Культура здорового питания в МБОУ Верхнепашинская СОШ №2 формируется с учётом принципов формирования основ культуры питания:
- регулярность,
- разнообразие,
- безопасность,
- удовольствие.
В пропаганде здорового питания МБОУ Верхнепашинская СОШ №2 используются здоровьесберегающие и адаптивные технологии, в том числе:
- игровые технологии;
- уроки-консультации;
- формирование у школьников ключевых компетенций о здоровье;
- обеспечение и поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности;
- анкетирование учащихся, педагогов, родителей.
Проводятся уроки профилактики, уроки здоровья, на которых используются:
- приёмы, формирующие навыки критического мышления;
- ключевые слова;
- активное чтение (чтение научно-популярной литературы с маркировкой или отбором значимой информации);
- работа с различными типами вопросов: «Что в поведении человека укрепляет его здоровье?»; «Что в поведении человека ухудшает его здоровье?»;
- визуальные способы и организация материала (например, «Копилка здоровья», «Рекорды здоровья»);
- мозговой штурм;
- различные дискуссии (например, «Питание и здоровье», «Красота и здоровье»).
Вопросы пропаганды здорового питания рассматриваются во внеклассной и внеурочной работе с учащимися, просветительской работе с родителями и пр. Например, в системе учебно-воспитательной работы реализуются следующие мероприятия:
- цикл бесед на тему «Азбука здорового питания»;
- проведение классных часов по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приёма пищи», «Режим питания и рацион питания», «Острые кишечные заболевания и их профилактика».
Проводятся деловые игры и тренинги в целях развития у учащихся умений выбирать блюда на завтрак, обед и ужин, сервировать стол и т.д. Ответственными за выполнение перечисленных мероприятий назначены классные руководители, школьная медсестра, представитель за организацию горячего питания в школе. В пропаганде здорового питания участвуют работники сельской библиотеки.
Такой институциональный (межведомственный) подход к пропаганде культуры здорового питания обучающихся МБОУ Верхнепашинсая СОШ №2 обеспечивает более результативную работу по данному направлению.